У многих компаний существует проблема – неликвидные товарные запасы. Все о данной проблеме знают, но не все могут с ней разобраться. Давайте постараемся ответь вкратце на вопросы: Что такое неликвидные товарные позиции? Как их определить? Как их реализовать?
Итак, неликвидными позициями являются:
1. Товарные запасы, которые в течении определённого периода (обычно 3 месяца) были в наличии и не продавались;
2. Товарные запасы, уровень запаса которых превышает, например, 3-х месячный запас (уровень определяется индивидуально в зависимости от специфики бизнеса),
3. Товарные запасы, которые попадают в топ D (последние 5% накопительных продаж).
Как определить неликвидные позиции?
Непродаваемые запасы
Для определения неликвидных позиций (непродаваемых) необходимо снять отчёт с данными о наличии и о продажах за последних 6 месяцев с помесячным интервалом (таблица 1). Затем в последнем столбике «НЕЛИКВИД» прописать формулу Excel:
=ЕСЛИ(И(СУММ(диапазон_продаж за 3 месяца)=0;СЧЁТЗ(диапазон_наличия за 3 месяца)=3);«Неликвид»; «»)
Таблица 1
Завышенные запасы
Для определения неликвидных позиций (завышенных) необходимо снять отчёт с данными о наличии и о продажах за последних 6 месяцев с помесячным интервалом (таблица 2). Затем в столбике «СР.ЗНАЧ. продаж, шт.” рассчитать среднемесячные продажи за период 6 месяцев с помощь формул Excel =СРЗНАЧ(диапазон_продаж) , а в столбике ”Запас, мес.” необходимо провести вычисления по выявлению количества месяцев, на которые нам хватит текущего товарного запаса (делим текущее наличие на среднемесячные продажи). Затем с помощью формулы Excel присваиваем критерий завышенности по каждой позиции:
=ЕСЛИ(Остаток_текущий/(СРЗНАЧ(диапазон_продаж))>3;«Завышенный»;«»)
Таблица 2
Позиции топ D
Непродаваемые позиции, которые не продаются в течение определённого периода и есть в наличие, также попадают в топ D после проведения АВС-анализа по ассортименту.
Топ D присваивается позициям, которые имеют последние 5% накопительных продаж.
Как реализовать неликвидные позиции?
Для реализации неликвидных позиций необходимо воспользоваться следующим алгоритмом:
-
Провести расчёт по определении неликвидных позиций;
-
Провести конкурентный анализ по ценам и наличию;
-
Выяснить причины появления неликвида (например, завышенная продажная цена из-за завышенной маржи либо завышенной себестоимости, конкурент имеет более низкую закупочную цену, данная позиция не востребована рынком и т.п.);
-
Разработать мероприятия по реализации неликвидов (понижение маржи, контроль себестоимости после оприходывания, запрос на понижение цен у поставщика либо пометка для будущих закупом по более низкой нетто-цене, распродажи, акции и т.п.);
-
Контроль результатов мероприятий.
САМОЕ ГЛАВНОЕ ПОМНИТЬ, ЧТО КАКИМИ БЫ МАЛОЭФФЕКТИВНЫМИ МЕТОДАМИ ВАМ НЕ КАЗАЛИСЬ ПРОВОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ НА МНОГО ЭФФЕКТИВНЕЙ ВАШЕЙ БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДО ЭТОГО.
Не забывайте на регулярной основе управлять неликвидами.
P.S. в данной статье не описано много нюансов которые возникают при работе с неликвидами. При возникновении каких-либо вопросов обращайтесь к НАМ, и мы вас проконсультируем.
НАЗАД К БЛОГУ
=ЕСЛИ(И(СУММ(диапазон_продаж)=0;СЧЁТЗ(диапазон_наличия)=3);«Неликвид»; «») — ошибка в формуле.
Я так понимаю правильно будет : =ЕСЛИ(И(СУММ(диапазон_продаж за посл. 3 месяца)=0;СЧЁТЗ(диапазон_наличия за посл. 3 месяца)>=3);«Неликвид»; «»)
Да, Ира, Вы правы. Уточнение стоит сделать. Я добавил Ваши корректировки в описание формулы. Так будет легче понять, какой диапазон мы берём 🙂
Спасибо!
Точнее не ошибка, а просто более точнее будет так)
Неликвиды или неликвидные активы — оборудование, сырьё, материалы, закупленные и в последующем невостребованные. Неликвиды ухудшают экономические показатели предприятия, поэтому могут распродаваться ниже себестоимости или закупочной цены.
РЕЙТИНГ ПОПУЛЯРНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ
Нередко борьба с неликвидами проходит бессистемно, носит характер каких-то краткосрочных кампаний — предприятия кидает из крайности в крайность. Вот лишь некоторые примеры распространенных заблуждений.
Неликвиды надо продать с получением хотя бы минимальной прибыли.
К сожалению, это невозможно. Такой подход принесет лишь затраты и дальнейший рост количества неликвидов. Примите за аксиому такой тезис: неважно, сколько вы заплатили за ваши неликвиды — все равно этих денег уже нет. Реально товар стоит столько, сколько за него предлагает рынок, и не больше!
Не тратить время и средства на борьбу с неликвидами, а просто их списать.
Очевидно, что такое решение не является самым рациональным. Все-таки неликвиды обладают определенной стоимостью, и какую-то часть ее можно спасти.
В один прекрасный день появится покупатель, который купит весь престарелый запас.
Легенды о подобных продажах весьма живучи. Но даже если такие случаи и имеют место, они настолько редки, что их не стоит принимать всерьез.
Запас карман не тянет и пусть лежит.
К сожалению, все совсем не так. Расходы по содержанию, инфляция и другие причины «съедают» часть стоимости неликвидных ресурсов без всякой надежды на компенсацию. Неликвиды не просто лежат, они постоянно дорожают и к тому же занимают дополнительные складские объемы.