Бизнес-кейс: Оптимизация складских запасов

На сегодняшний день многие компании имеют проблемы с финансами. Одним из факторов, который давит на ликвидность компании, является неконкурентная структура товарных запас. Кризис существенно повлиял на структуру спроса, что привело к неликвидности позиций, которые до кризиса были весьма востребованными.

В данной статье мы рассмотрим пример, как можно провести текущий анализ складских запасов компании и найти проблемы, которые мешают компаниям двигаться дальше.

Мы имеем некий бренд под названием «ZZZ».

Первым шагом в анализе складских запасов у нас будет определение структуры себестоимости и качества складских запасов с группировкой по топам позиций (A, B, C, D). Что мы подразумеваем под качеством складских запасов? Допустим, по всему ассортименту бренда «ZZZ» у нас имеется 120 позиций топ А, из которых в наличии имеется всего 72 позиции. В данном случае качество склада по топ А составит 62% (72 позиции в наличии / 120 позиций ассортимента). Итоговая таблица имеет вид:

Таблица 1.

структура себестоимости складских запасов

Второй шаг в анализе – это определение доли непродаваемых позиций, которые определённый период были постоянно в наличии и не продавались. В нашём варианте мы проведём расчёт для трёх периодов: 3 месяца, 6 месяцев и 12 месяцев. Это позволит нам определить суммы себестоимости складских запасов, которые не продавались и были в наличии в течении заявленных периодов времени. После проведения расчётов имеем таблицу:

Таблица 2.

структура неликвидных запасов

Третий шаг – это определение себестоимости запасов, которые являются завышенными. Необходимо текущее наличие (в штуках) разделить на среднемесячные продажи за период (обычно берётся за 6 месяцев). На выходе мы имеем для каждой позиции показатель запаса на количество месяцев. То есть если по определённой позиции мы имеем текущее наличие 39 штук, а среднемесячные продажи равны 8 штукам, тогда текущего запаса нам хватит на 4,87 месяцев (39 шт. / 8 шт.). После проведения анализа имеем такую структуру завышенных запасов:

Таблица 3.

структура завышенных запасов

Как вы видите, группировка происходит по диапазону, который присваивается каждой позиции в зависимости от того, на сколько месяцев хватит текущего запаса. В данном расчёте мы за норму взяли тот факт, что запас считается завышенным, если он будет продаваться больше 3 месяцев (для каждой компании данный параметр индивидуален).  Также нам удалось определить сумму излишнего запаса по каждому диапазону. Здесь довольно всё просто, мы от суммы текущей себестоимости завышенного запаса отнимаем себестоимость запасов, которая необходима для продаж на три месяца. Таким образом получили излишнюю себестоимость запасов, которую необходимо реализовать. Например, по ранее рассчитанной позиции, которая имеет запас 4,87 месяцев, мы можем сделать вывод, что нам необходимо её держать в размере 24 шт. (3 месяца * среднемесячные продажи 8 шт.). Следовательно 15 шт. – это излишние запасы (от 39 шт. отнимаем 24 шт.). Умножив 15 шт. на себестоимость единицы продукции, получаем сумму себестоимости складских запасов, которая является излишней и которую можно реализовать для освобождения денежных средств компании.

Выводы.

  1. Текущее качество запасов по позициям топ А и В очень низкое – 40,4% и 34,6% соответственно (Таблица 1). Это говорит нам о том, что компания катастрофически теряет свои продажи (в статье «Положите на склад то, что нужно вашим клиентам», мы уже писали, что падение данного показателя ниже 80% приводит к существенным потерям в продажах компании),
  2. Доля труднореализуемых запасов, топ D, составляет 51,5% от общей себестоимости складских запасов. Это почти 21 000 у.е. (Таблица 1). Нормой для доли данного топа является значение 5%-10%, то есть в нашем случает сумма себестоимости запасов топ D должна быть на уровне 2 000 – 4 000 у.е.,
  3. Неликвидные позиции, которые не продавались в течении последних трёх месяцев и были постоянно в наличии, составляют 40,9% или 16 431 у.е. (Таблица 2). Эта сумма полностью входит в сумму себестоимости запасов топ D,
  4. Излишних запасов мы имеем на сумму 11 903 у.е. (Таблица 3).

ИТОГ:

  • компании необходимо улучшить качество складских запасов и поддерживать его на уровне не ниже 80%,
  • по предварительному подсчёту можно сделать вывод, что компании необходимо инвестировать 20 000 у.е. для пополнения складских запасов до качества в 100% по позициям топ А и В (расчёт таков: себестоимость складских запасов позиций топ А составляет 6 107 у.е., при чём качество склада составляет 40,4%, следовательно до 100% качества склада необходимо пополнить склад на 9 027 у.е. в себестоимости),
  • компания имеет все ресурсы внутри бренда для улучшения качества и увеличения себестоимости  складских запасов по позициям топ А и В. При необходимых 20 000 у.е. мы имеем почти 28 500 у.е. непродаваемых запасов в течении 3 месяцев и излишних запасов, превышающих трёхмесячную потребность.

P.S. Данный анализ показывает общую картину по состоянию складских запасов компании. Как вы уже, наверное, заметили, далее необходим более детальный попозиционный анализ, так как есть множество факторов, которые могут повлиять на попадание той или иной позиции в завышенные запасы (например, когда компания покупает у поставщика специальное количество для получения более привлекательной цены) или в непродаваемые позиции (влияние сезонного фактора).

Данная статья также опубликована 07.11.2011 на сайте ООО «Автовэй Украина» – Украинского Информационного Агентства Automotive Aftermarket. Ссылка на статью


Наши материалы сайта помогут вашему развитию!

Ваш e-mail:

2 комментария

  • определение себестоимости запасов, которые являются завышенными. Необходимо текущее наличие (в штуках) разделить на среднемесячные продажи за период (обычно берётся за 6 месяцев).

    С практической точки зрения формула настолько приблизительная что строить на ней какие – то выводы просто невозможно.

    пример – товар был был продан быстро и потом долгое время отсутствовал. Вчера приехала поставка и сегодня он попал в отчет с неправильным, а именно – завышенным каэфициентом.

  • Алекс,
    да, Вы правы, я даю общее понимание подходов в этой статье. Если говорить об описанном вами случае, то при расчёте данной формулы необходимо исключать нолевые продажи, когда товара не было на складе. Нужно понимать какой был неудовлетворённый спрос. Можно и нужно формулу адаптировать. В любом случае, результаты формулы определяют проблемные позиции. Затем нужно детально каждую позицию проанализировать, чтобы понять на самом деле результат формулы – это правильно. Или есть нюансы, которые формульно практически невозможно учесть.

Добавить комментарий