Коэффициенты сезонности. Пример расчёта
Методика описанная в данной статье детально рассматривается в книге «Планирование продаж: принципы, методики, примеры»
Данная книга в первую очередь будет полезна специалистам, которые внедряют планирование продаж. Книга описывает наиболее распространённую модель прогнозирования продаж, которая применяется при построении планов в торговых компаниях.
Файл с примером расчёта коэффициентов сезонности Вы можете скачать под статьёй
Предлагаем вашему вниманию файл MS Excel с примером расчёта коэффициентов сезонности, которые в дальнейшем применяются при планировании продаж.
Кратко об алгоритме расчёта:
1. подготовьте данные по ежемесячным продажам (как минимум за последние три года — это важно для точности расчётов; желательно данные за 2008 и 2009 г.г. не использовать, т.к. они существенно искажены кризисом),
2. для каждого года определите среднемесячные продажи (с помощью формулы СРЗНАЧ либо делением общей суммы продаж за год на 12 месяцев),
3. разделите фактические продажи каждого месяца на среднемесячные продажи — получится коэффициент сезонности,
4. усредните коэффициенты сезонности по одним и тем же месяцам разных годов, исключив коэффициенты кризисных 2008-2009 годов (т.е. найдите среднее значение между коэффициентами сезонности для января по 2006 и 2007 годам).
Усреднённый коэффициент сезонности и является нашим коэффициентом для последующих операций. Для чего делается усреднение между коэффициентами? Для того, чтобы сгладить влияние различных случайных факторов, которые могли повлиять на продажи (сбои в поставках, например).
Видео-урок
При воспроизведении видео выберите качество: 720P HD