Продукт-менеджмент в спорте и в бизнесе. Что общего?
Разве спорт – это не бизнес? Понятно, что официально коммерческой основы он не имеет. Но спортивная организация наивысшего профессионального уровня действует по принципам бизнес-организаций.
В прошлом я имел честь заниматься спортивной акробатикой в г. Виннице. Винницкая школа является лидирующей и обладает единственной в своём роде материальной базой на Украине. Поэтому спортсмены нашей школы часто на «голову выше» спортсменов других украинских школ. В мировом формате сборная команда Украины по спортивной акробатике всегда завоёвывает призовые командные места, что подтверждает мастерство наших спортсменов.
Уже тогда (1996-2001) я познавал, не понимая того, азы «продукт-менеджмента» в спорте. Тренеры – профессионалы своего дела!
Так как данная статья посвящена вопросам продукт-менеджмента, хочу поделиться с вами некоторыми принципами «создания продукта» в спорте, которые позволяют достигать наивысших ступенек пьедестала на Чемпионатах Мира и Европы! Понятно же, что основная заслуга принадлежит тренерам, которые воспитывают высококлассных профессионалов и учат принципам создания и управления продуктом.
Итак, если кто-то думает, что не знаком со спортивной акробатикой, то он просто ошибается. Если вы были в цирке и видели акробатов, то знаете, что это такое. Одним из видов упражнений в акробатике является упражнение по построению пирамид. В данном случае именно пирамиду я ассоциирую с конечным продуктом. Ниже вы увидите основные параметры продукта, которые можно сопоставить с акробатической пирамидой.
БИЗНЕС |
СПОРТ |
1. продукт | 1. пирамида |
2. цена продукта | 2. сложность пирамиды |
3. качество продукта | 3. чистота исполнения пирамиды |
4. внешний вид продукта | 4. форма (одежда) спортсменов |
5. ресурс | 5. спортсмены |
6. потребитель | 6. судья, зритель |
7. доля рынка | 7. место на соревнованиях |
8. конкурентная среда | 8. соревнования |
Как мы становились чемпионами?
Основная задача тренера – это с помощью команды (спортсменов) завоевать долю рынка в конкурентной среде (занять место на определённых соревнованиях). Занять достойное место мы можем с определённым продуктом (пирамидой). Для каждой конкурентной среды (соревнования) готовится определённого качества (сложности) продукт (пирамида). Тренер, как отличный продукт-менеджер, изучает конкурентов, которые будут принимать участие в соревнованиях. Изучает их материальные (физические) возможности создать конкурентный продукт (пирамиду) с конкурентной ценой (сложностью пирамиды). Имея опыт прошлых соревнований он знает качество продукта (чистоту исполнения пирамиды) каждого конкурента. Таким образом тренер знает какого уровня пирамиды (какого качества продукт) будут представлены на соревнованиях. И он прекрасно понимает, чтобы занять призовое место (лидирующую долю рынка) необходимо создать свой конкурентный продукт.
Анализ конкурентов сделан. Наступает время анализа предпочтений потребителей (судей). Какие элементы судьям больше нравятся (т.е.какая форма продукта)? За какое качество продукта (чистоту исполнения пирамиды) они готовы платить (выставлять оценки)? Кто будет нашим клиентом? Он лоялен к нашему продукту (у нас есть дружеские связи с судьями)? Можем ли мы договориться о непредвзятом отношении к нашему продукту, если вдруг на соревнованиях будут незначительные проблемы с качеством (чистотой исполнения)? После поиска ответов на данные вопросы тренер уже знает возможности наших конкурентов и потребности наших клиентов (судей).
Следующий шаг – изучение наших возможностей. С помощью каких ресурсов (уровень подготовки спортсменов, база для тренировок) мы можем создать продукт? Есть отличная база для тренировок – разработки и тестирования продукта? Уровень спортсменов (команды) имеет необходимый профессиональный уровень для создания конкурентного продукта (пирамиды)? Если мы можем создать конкурентный продукт, нам позволяют ресурсы, тогда мы ставим цель – занять первое место на соревнованиях (завоевать основную долю рынка). Если ресурсов недостаточно, тогда может быть цель – третье место (меньшая доля рынка).
Цель поставлена!
Продукт-менеджер моделирует продукт – создаёт все этапы построения пирамиды на бумаге. Знакомит с ожиданиями свою команду (спортсменов), которая будет создавать продукт под чётким руководством тренера. До момента вывода продукта на рынок (принятия участия в соревнованиях) продукт тщательно создаётся (в ходе тренировок) и тестируется его качество (чистота исполнения пирамиды).
После того, когда техническая сторона продукта решена (качество и цена), разрабатывается упаковка для продукта – создаются костюмы спортсменов для выступления на соревнованиях. Непривлекательная упаковка продукта может отпугнуть потребителей (судей) и понизить их лояльность к нашему продукту, что может привести к катастрофе (низким оценкам) при малейших проблемах с качеством продукта (чистотой исполнения пирамиды).
Достойная упаковка создана!
Продукт готов к выходу на рынок. Начинаются соревнования и перед непосредственным исполнением пирамиды тренер и спортсмены занимаются продвижением и позиционированием продукта. Тренер строит дружеские отношения с судейской бригадой, спортсмены ведут себя, как лидеры соревнований, – уверенно, амбициозно, настойчиво! В период тренировок всё получается, всё делается легко, с улыбкой на лице! Это приводит в панику их конкурентов и понижает их психологический настрой на победу!
День соревнований! Пирамида построена! Чистота исполнения безупречная! Судьи удовлетворены! Оценки наивысшие! 1 место – для чемпионов!
Абсолютно чёткая аналогия. Доходчиво и мотивирует.