Расчёт коэффициентов сезонности: видео-урок и пример в MS Excel
Методика описанная в данной статье детально рассматривается в книге «Планирование продаж: принципы, методики, примеры»
Данная книга в первую очередь будет полезна специалистам, которые внедряют планирование продаж. Книга описывает наиболее распространённую модель прогнозирования продаж, которая применяется при построении планов в торговых компаниях.
Большинство товаров подвержены сезонности.
Поведение продаж одинаково из года в год.
Определение коэффициентов сезонности является неотъемлемой частью для осознания поведения разных групп товаров в течении года. На основании коэффициентов сезонности компании строят свои планы продаж.
Предлагаем вашему вниманию видео-урок с практическими рекомендациями по расчёту коэффициентов сезонности.
Видео-урок
При воспроизведении видео выберите качество: 720P HD YouTube
В прикреплённом файле ниже представлен пример расчёта коэффициентов сезонности в MS Excel.
.
1й раз встретившись с расчётом коэффициентов сезонности,
5 минут и ВСЁ ясно. Спасибо, Андрей.
Материал очень полезный. Всё доступно и понятно. Спасибо. Подскажите пожалуйста. Везде в представленных материалах на эту тему, средние продажи за год рассчитывают (= Сумма продаж за год / 12 ) или через формулу как в Вашем случае.
Если в году в один из месяцев не было продаж вообще, то есть они равны 0. Нам нужно для расчёта средних продаж за год учитывать данный месяц? Или мы учитываем для расчёта только те месяцы по которым были продажи?
Пример:
Продажи за год, по группе товара равны 113 штук.
Количество периодов продаж равны 8 месяцев. (из 12 месяцев товары данной группы продавались только в 8-ми месяцах).
Средн. продажи за год при 8 месяцах продаж равны 14 штук. (113/8=14) Правильно?
Описанная методика подразумевает анализ групп товара, по которым остаток всегда имеется. Поэтому среднее значение вычисляется, как за 12 месяцев. В вашем примере по позиции расчет корректен, если данная позиция не была обеспечена товаром. Но если товар был в наличии в периоды, когда продажа нулевая, то исключать эти месяцы не нужно.
Спасибо за Ваш комментарий.
Андрей. Взял во внимание Ваше Коментарии и обратил внимание.
Если не исключать из расчёта обеспеченные товаром месяца, по которым продажи равнялись 0, то в этом случае коэффициенты сезонности по другим месяцам, где были продажи, растут. Это понятно, так как при расчёте средних продаж за год, мы брали 12 месяцев , хотя продажи были только в 8-ми месяцах. (113/12=9 штук, было 113/8=14).
Пример: в феврале было продано 6 штук.
Коэффициент сезонности по этому месяцу получается:
при средних продажах 9 штук он равен 0,64 (6/9=0,64)
при средних продажах 14 штук он равен 0,42 (6/14=0,42)
Выходит, что если мы не будем исключать из расчёта обеспеченные товаром месяца, по которым продажи равнялись 0, они не дадут увидеть корректный коэффициент сезонности по месяцам где были продажи.
Жду Ваших комментарий.
Понимаете, в чем здесь вопрос.
Во-первых, вам нужна одна и та же методика по коэф.сезонности для любой группы товаров. Если вы будете по каждой группе убирать 0 продажи, то придется, наверное, менять для каждой группы товаров расчет.
Во-вторых, если вы будете брать 0, то они вам будут показывать, что вы не должны товар под эти периоды завозить. Основной упор здесь — это то, что вы вложите в тенденцию на следующий год. Вот, у вас есть 151 штука в продажах. Вы планируете рост на 10% — 165 штук. В общем гляньте мой расчет двух вариантов расчета — ваш и мой, с 0 продажами и без. Там нет разницы в итоге )
Благодарю Вас за комментарии. Всё понятно. Вы очень хорошо и просто объясняете.