Предпосылки к организации эффективной системы закупок и управления продуктом

fail

предпосылки создания эффективной системы закупокСегодня многие торговые компании желают измениться в лучшую сторону… Кризисы 2008 и 2014 годов заставили руководителей компаний обратить внимание на товарные запасы, которые закупались в первом десятилетии XXI века. Почему только сейчас вопрос с товарными запасами стал столь актуален? До 2008 года наблюдался бурный рост рынков, обусловленный кредитным бумом. Кредиты выдавались всем подряд… Это провоцировало бурный рост продаж на рынке потребительских товаров, ипотеки,  автомобильном рынке… Пузырь надулся. Кредитование заморозили, экономика стала угасать, зарплаты стали урезаться, началось сокращение персонала, а кредиты необходимо было погашать… К тому же ещё и обесценивание национальной валюты внесло свою лепту в безвыходность ситуации. Большинство кредитов выдавалось в иностранной валюте, а доходы население получало, конечно же, в национальной валюте. С ростом курса иностранной валюты необходимо уже было тратить больше отечественных денег… Однако зарплаты работающего населения не привязаны к курсам иностранных валют. Вот и нестыковочка вышла. Физически у многих людей попросту не было возможности погашать кредиты при обесценивании национальной валюты… Пошла обратная цепная реакция. Конечный потребитель наличных денег на руках не имеет, поэтому товары в магазинах не покупает в таком масштабе, как до наступления кризиса. Розничные магазины, не предвидя наступления проблем в экономике, сформировали свой ассортимент товарными запасами, которые должны обеспечить продажи при бурном росте экономики… А здесь кризис. Конечно же, налички у магазинов нет, а необходимо погашать задолженность перед своими оптовыми поставщиками. У магазинов растёт кредиторская задолженность… В свою очередь оптовые поставщики, также не предвидя экономических катаклизмов, сформировали большие товарные запасы, которые стали тяжестью с наступлением кризисных явлений. Производителям необходимо погашать долги за приобретённый товар, а денежных поступлений от розничных магазинов нет. И у оптовиков растёт кредиторская задолженность перед производителем-поставщиком продукции… Вся эта ситуация заставляет торговые компании искать пути погашения своих долгов перед поставщиками. Хорошо, если компания создала стабилизационный фонд для таких случаев. Однако, большинство компаний попросту вкладывали денежные средства в другие проекты, в своё дальнейшее развитие, не желая видеть кровно заработанные деньги томящимися в «ящике стола» под названием «стабилизационный фонд». Не имея свободных денежных средств, не имея возможности получить внешние кредиты на застопорившемся рынке кредитования, компании начали искать источники финансирования у себя под носом, то есть внутри своей компании. Первые шаги – урезание зарплат и увольнение сотрудников. Вопрос об эффективности работы персонала я приветствую, однако крайности и поспешность решений может привести к тому, что из компании уйдут самые ценные сотрудники, которых компания годами обучала, не жалея сил. А ведь кризис – это не навсегда… К тому же проанализируйте свои месячные затраты до наступления кризиса. Какая доля затрат уходила на зарплаты сотрудникам и другие постоянные затраты? А посмотрите на долю переменных затрат, которые состоят из закупки продукции и её доставки до склада компании. Смею предположить, что уровень переменных затрат будет в районе 70%-80% от всех затрат компании. Тогда что получается? Мы увольняем людей, зарплаты которых имеют незначительную долю в общих ежемесячных платежах компании? А смысл? Может, стоит обратить внимание на товарные запасы, которые пылятся на складе компании? По данным консалтинговой компании McKinsey около 80% капитала торговой компании сосредоточено именно в товарных запасах. Концентрируя своё внимание на товарных запасах, компания не распыляется в поисках сокращения затрат. С наступлением кризиса компания, как будто под действием шокера, парализована и бесповоротна из-за своей неплатежеспособности. У неё нет много времени для погашения своей задолженности в первую очередь перед поставщиками продукции. Поэтому вначале стоит заняться именно анализом и оптимизацией товарных запасов.

Немного придя в себя, уволив ряд сотрудников, «неграмотно сформировавших товарные запасы», руководство компании начинает понимать, что в структуре компании либо нет вообще отдела закупок, либо он не эффективен, что и привело к такому финансовому положению с наступлением кризиса. Согласитесь, как минимум, странно не задумываться над созданием эффективного отдела закупок (продукт-менеджмента), от которого зависит успешность вложения денежных средств (80% капитала компании) в товарные запасы. Прибыльность инвестиций компании в товарные запасы, рентабельность запасов, сама по себе не станет увеличиваться без участия специализированного отдела, сотрудники которого грамотно и полномасштабно обязаны управлять товарными запасами. Кризис – отличный инструмент для развития компании либо для прекращения её существования. Если руководство компании ничего кардинально не меняет, не за горами компания может стать банкротом. Если кризис помогает прозреть и увидеть то, на что ранее были закрыты глаза (как в нашем примере проблема управления товарными запасами), то компания получает шанс не только выжить в сложные времена, а и преобразоваться, что в будущем позволит ей функционировать более эффективно.


дистанционное обучение In course Стыгарь бесплатный сертификат тест по ms excel открытое тестирование по закупкам, excel, ценообразованию

Добавить комментарий