Расчёт планового остатка при создании заказа. Часть 2

плановый остатокВ предыдущей статье мы выяснили, что рекомендация к заказу определенной товарной позиции возникает в тот момент, когда расчётный остаток на момент прихода падает меньше оптимального уровня запаса. Также в предыдущей статье мы дали определение и пример расчёта оптимального уровня запасов.

В этой статье нам остаётся описать принципы расчёта планового остатка и непосредственно рекомендуемого заказа.

Итак, как понять, сколько товара останется на остатке на момент прихода расчётной текущей поставки?

Что мы имеем на каждый определенный момент времени, когда садимся делать заказ? У нас имеется такая статистика:

– остаток на складе

– остаток товара, который находится в пути

– статистика продаж за прошлые периоды

Наша задача – максимально точно спрогнозировать остаток товара на складе на момент поступления новой партии товара, анализируемой для размещения в текущем заказе.

Возьмём для примера ту статистику продаж и остатков, которую мы представили на рисунке 1 в предыдущей статье

статистика продаж и остатков расчет заказа

Как мы можем видеть, на дату анализа у нас имеется 5 штук анализируемого товара, в пути на наш склад едет ещё 8 штук товара.

Чтоб рассчитать планируемый остаток на момент прихода текущего заказа, мы должны к текущему остатку товара на складе компании прибавить товар, который в скором будущем поступит на наш склад, и отнять планируемый уровень продаж, который возможен в течении времени, пока новая партия товара будет доставлена на склад компании.

Основная проблема в данной ситуации – прогнозирование продаж.  Мы уже говорили, что может быть множество методик прогнозирования продаж, которые имеют свои подводные камни в случае их применения. Но в данной статье давайте используем элементарную методику прогнозирования продаж, основанную на средненедельных продажах.

Итак, мы знаем, что период поставки товара от момента размещения заказа поставщику до момента его оприходования на склад составляет 4 недели. Это позволяет нам предположить, что за 4 недели мы можем продать товар в объёме четырёх средненедельных продаж.

Если брать во внимание наш пример, то прогноз продаж можно рассчитать по формуле:

ПрПр = ПерПост * СНП,

где ПрПр – прогноз продаж, штук;

ПерПост – период поставки заказа, недель;

СНП – средненедельные продажи, штук.

ПрПр = 4 недели * 4 штуки = 16 штук

Чтоб рассчитать прогнозный остаток на момент оприходования текущего заказа, нужно воспользоваться следующей формулой:

ПрОст = ОстСкл + ОстПуть – ПрПр,

где ПрОст – прогнозный остаток товара, штук;

ОстСкл – текущий остаток товара на складе компании, штук;

ОстПуть – остаток товара в пути, штук;

ПрПр – прогнозный уровень продаж в период поставки новой партии товара, штук.

Используя приведённый пример со статистикой, рассчитаем прогнозный остаток на момент оприходования поставки, которую мы сейчас рассчитываем:

ПрОст = 5 + 8 – 16 = -3

Прогнозный остаток является отрицательным, что говорит нам о том, что текущего остатка и товара в пути будет на 3 штуки меньше, чем мы планируем продать.

Как вы понимаете, прогнозный остаток не может быть отрицательным, так как компания не сможет продать товар, которого у неё нет. Будет, скорее всего, так: на склад компании к 5 штукам поступит ещё 8 штук товара, что в итоге составит 13 штук; так как обычно спрос равен в среднем 4 штуки в неделю, то 13 штук компания продаст за 3 (с небольшим) недели и ещё 1 неделю будет отсутствовать товар на складе и будет фиксироваться неудовлетворённый спрос в размере 3 штук (16 штук – 13 штук).

В любом случае на момент оприходования новой поставки товара, которая сейчас рассчитывается, на складе компании будет отсутствовать товар.

Рекомендуемое количество товара к заказу можно рассчитать по следующей формуле:

РекЗак = ОптЗап – ПрОст,

где РекЗак – количество товара, рекомендуемое к заказу, штук;

ОптЗап – уровень оптимального запаса, необходимый для обеспечения продаж до следующей поставки, штук;

ПрОст – прогнозный остаток товара на момент прихода текущего заказа, штук.

Используя рассчитанный уровень оптимального запаса в предыдущей статье, определим рекомендуемый заказ:

РекЗак = 15,35 штук – 0 штук = 15,35 штук

Так как обычно заказывается  к поставке товар, выраженный в целых, а не дробных числах, то к поставке заказываем не 15,35 штук, а 16 штук.

Таким образом, мы планируем, что на момент поставки текущего заказа на нашем складе не будет товара. Мы привезём новую партию в размере 16 штук. Из этих 16 штук 8 штук товара необходимы для обеспечения продаж в течении следующих 2 недель, пока не будет доставлен товар по очередному заказу (в предыдущей статье мы упоминали, что периодичность размещения плановых заказов  нашем примере – 2 недели). Также из 16 штук товара мы на склад размещаем 4 штуки на случай, если произойдёт сбой следующей поставки (обычно 1 неделя). И ещё 4 штуки (3,35 шт.) по расчёту мы размещаем на склад компании для компенсации всплесков, которые обычно находятся на уровне 84% от средненедельных продаж.

Нюанс

При расчёте прогнозного остатка на момент оприходования текущего заказа обратите внимание на товар, который находится в пути. Выше описанный расчёт будет корректен в том случае, если поступление «товара в пути» будет равномерным.

А теперь представьте, что 8 штук товара, который числиться в пути, оприходуется не равномерно, а на 4 неделе. Какой плановый остаток будет в этом случае?

За первую неделю, скорее всего, компания из 5 штук продаст 4 штуки, и на начало второй недели на остатке будет числиться 1 штука товара.

В течении второй недели не будет поставки товара, поэтому компания продаст 1 штуку и на начало 3 недели у неё на складе будет отсутствовать товар.

В течении третей недели также не планируется поступление товара, поэтому при имеющемся спросе в размере 4 штук товара компания будет иметь нулевые продажи.

В свою очередь на начало 4 недели на складе будет числиться ноль штук товара. В течении недели на склад должно поступить 8 штук товара. Если поступление будет в начале недели, то компания успеет продать 4 штуки товара (а возможно и больше, так как будет присутствовать неудовлетворённый спрос за прошлые периоды). Таким образом, на момент оприходования текущего заказа будет не 0 штук товара, который мы рассчитали раньше при равномерном поступлении «товара в пути», а 4 штуки, так как поступление товара будет не равномерным. Поэтому рекомендуемый заказ в данном случае будет равен:

РекЗак = ОптЗап – ПрОст = 16 штук – 4 штуки = 12 штук

Ваша задача – учесть плановое поступление товара максимально точно, чтобы прогнозирование планового остатка на момент оприходования текущего заказа было наиболее корректным.

Ниже на рисунке представлена описанная в данной статье методика расчёта рекомендуемого заказа для разных товарных позиций.

пример заказа

С помощью формы ниже Вы можете скачать данный пример в файле MS Excel и изучить более детально формулы, которые применяются для расчёта описанной методики рекомендуемого заказа.

1 комментарий

Добавить комментарий