Как влияет реализация неликвидных запасов на чистую прибыльность инвестиций в запасы?
В предыдущей статье мы с вами рассмотрели, как реализация неликвидных запасов влияет на падение общем маржи компании.
Теперь давайте разберемся, как реализация неликвидных запасов влияет на увеличение оборачиваемости и в конечном итоге на чистую прибыльность товарных запасов.
Стоит сказать, что эффективность использования денег, вложенных в товарные запасы компании, измеряется таким показателем, как чистая прибыльность товарных запасов.
В моей книге «Анализ эффективности товарных категорий и брендов компании» я дал детальное пояснение, как чистая прибыльность товарных запасов влияет от двух показателей – прибыльности продаж и оборачиваемости запасов.
Теперь давайте на примере посмотрим, как же изменилась прибыльность запасов компании после начала реализации неликвидов по рыночной цене с занижением маржи.
Для сравнения данных мы взяли информацию по продажам, запасам и затратам компании за два полных месяца 2015 и 2016 года (таблица 1). Стоит обратить внимание, что в 2015 году не велась какая-либо работа по реализации неликвидных запасов, о чём говорит их незначительная доля в продажах, которая находилась на уровне 0,52% (2 000 y.e. / 382 000 y.e.). В 2016 году мы начали активно распродавать неликвидные запасы, о чём говорит увеличение их доли в продажах до 10,0% (40 000 у.е. / 400 000 у.е.).
Таблица 1
Анализ эффективности направлений компании за сентябрь 2015 и 2016 года
В столбике «Прирост, %» мы отобразили прирост анализируемых показателей по формуле:
Прирост, % = (X / Y – 1) * 100,
где X – данные за 2016 год, Y – данные за 2015 год.
Первый блок данных в таблице 1 – это «Показатели продажи», в котором мы отобразили продажи (с группировкой по статусу неликвида «НП», нет продаж, и «ИЗ», излишние запасы) и валовую прибыль компании. Потом рассчитали маржу (валовую прибыльность продаж) за каждый год, по формуле:
Маржа, % = ВП / ПР * 100,
где ВП – это валовая прибыль в у.е., ПР – сумма продаж в у.е.
Также в столбике «Прирост, %» отобразили на сколько процентов вырост или упал каждый показатель.
Как видно по данным таблицы, в сентябре 2016 года общие продажи компании выросли по сравнению с сентябрем 2015 года на 4,7% (сравниваются два аналогичных периода, чтоб исключить фактор сезонности). В свою очередь продажа позиций без статусов НП и ИЗ упала на 5,3%, что может быть обусловлено рядом факторов (падение спроса на рынке, понижение конкурентоспособности цен компании, ухудшение наличия ходовых позиций…). Как видно, прирост продаж неликвидны запасов составил 1900,0%, что свидетельствует об усиленном «сливе» проблемных позиций. Именно «слив» неликвида и привел к росту общих продаж на 4,7%.
Для примера в столбике «2016 год, сентябрь (без НП и ИЗ)» я отобразил, на каком уровне остались бы продажи компании, если бы компания не начала работу по реализации неликвидных запасов – это уровень падения общих продаж на -5,3%.
В свою очередь маржа компании в 2016 году сократилась до 23,5% с 25,0%. Если бы не было реализации неликвидов, то маржа осталась бы на прежнем уровне 25,0%.
На что стоит обратить внимание? Сумма валовой прибыли при реализации неликвидных запасов упала на 1,6% по сравнению с прошлым годов. На данное падение влияет два фактора – темп прироста маржи и продаж. Темп прироста общих продаж был положительным за счёт реализации неликвидов (4,7%), в то же время темп прироста маржи был отрицательным (-6,0%). Складывая данные темпы прироста, мы получаем темп прироста валовой прибыли с небольшой погрешностью. Если посмотрите на последние два столбика таблицы, то увидите, что при отсутствии мероприятий по реализации неликвидов темп прироста валовой прибыли упал бы на уровень темпа прироста продаж (-5,3%), так как маржа оставалась бы на прежнем уровне.
Второй блок данных в таблице 1 – это «Расчёт чистой прибыли компании». Данный расчёт нам необходимо провести для того, чтоб в третьем блоке таблицы рассчитать чистую прибыльность инвестиций в запасы компании.
Итак, что мы имеем? Запросив информацию в финансовом отделе, мы выяснили, что уровень операционных затрат, которые компания тратит на содержание компании (аренда, зарплаты и т.п.), находится на приблизительно одном и том же уровне – 60 000 у.е. Чистая прибыль была рассчитана, как разница межу валовой прибылью и суммой операционных затрат.
Из-за падения валовой прибыли компании на -1,6% чистая прибыль компании упала на -4,2%. В свою очередь, если посмотреть на два последних столбика, то станет понятно, что без реализации неликвидных запасов чистая прибыль упала бы еще больше (-14,2%).
Третий блок данных в таблице 1 – это «Расчёт чистой прибыльности инвестиций в товарные запасы». Получив данные из учётной программы, мы увидели, что средняя себестоимость товарных запасов в сентябре 2016 года упала на 28,9% по сравнению с показателем прошлого года. В свою очередь, не реализуя бы неликвидные запасы, себестоимость данных запасов бы выросла на 11,1%.
Оборачиваемость запасов в годовом выражении в сентябре 2015 года находилась на уровне 8,33 раза в год. В 2016 году данный показатель составил 10,34 раза в год, что на 24,1% выше пошлого года. Что повлияло на рост оборачиваемости запасов? На данный показатель влияет два фактора – продажи компании и уровень себестоимости запасов. Снижение общей себестоимости запасов на 15,6% и рост продаж на 4,7% привели к росту оборачиваемости на 24,1%. Очевидно, что в большей степени на увеличение роста оборачиваемости запасов повлиял прирост оборачиваемости на 15,6%, в меньшей степени – рост продаж на 4,7%. Если бы не произошло «сливание» неликвида, то оборачиваемость запасов выросла бы незначительно на 4,2% (за счёт уменьшения доли складских запасов не проблемных позиций).
Итак, мы подошли к последнему пункту – к анализу чистой прибыльности товарных запасов, которая считается с помощью деления чистой прибыли за период на среднюю стоимость складских запасов.
Чистая прибыльность товарных запасов в сентябре 2015 года находилась на уровне 77,5% годовых. О чём говорит данный показатель? При вложении инвестиций в товарные запасы в среднем на уровне 100 000 у.е. за год продаж компания заработает чистой прибыли 77 500 у.е.
В сентябре 2016 года чистая прибыльность запасов увеличилась до уровня 87,9% годовых, что говорит о приросте данного показателя по сравнению с прошлым годом на уровне 13,5%. Как я детально описываю в книге «Анализ эффективности товарных категорий и брендов компании», вторая формула чистой прибыльности товарных запасов – это умножение оборачиваемости запасов на чистую прибыльность продаж. Понимая эти факторы, мы можем понять, за счёт чего в 2016 году увеличился данный показатель. Давайте еще раз посмотрим в таблицу 1.
Темп прироста оборачиваемости товарных запасов в 2016 году «+24,1%» — положительный фактор. Темп прироста чистой прибыльности продаж «-8,5%» — отрицательный фактор. И как видно, приблизительно фактор роста оборачиваемости в три раза сильнее отрицательного фактора падения чистой прибыльности продаж.
А какой показатель чистой прибыльности товарных запасов был бы, если бы компания не начала распродажу неликвидных запасов? На этот вопрос мы получим ответ, если посмотрим в последние два столбика таблицы. Без реализации неликвидных запасов чистая прибыльность товарных запасов в годовом выражении составила бы 73,1%, что даёт отрицательный прирост к прошлому году на уровне «-5,6%».
Учитывая тот факт, что уровень продаж компании без неликвидных запасов имеет тенденцию падения на уровне «-5,3%», можно с уверенностью предположить, что при ухудшении ситуации (если это какие-то общие проявления падения экономики или усиление конкурентной борьбы на рынке) темп падения продаж может только усугубляться. В этой ситуации при уменьшении продаж несомненно начнется перераспределение спроса по всему ассортименту компании, что приведет к увеличению доли неликвидных запасов. Рост неликвидных запасов приведет к росту себестоимости запасов. При падении продаж будет уменьшаться оборачиваемость запасов, что в конечном итоге будет понижать чистую прибыльность инвестиций в товарные запасы. Стоит заметить, что при падении уровня чистой прибыльности инвестиций в товарные запасы ниже 50% (а на практике встречается показатель 18%, 27%, 35% годовых…) у компаний часто начинаются проблемы с нехваткой финансов (платёжеспособностью), что может привести их к банкротству.
Управление неликвидными запасами (одновременно с улучшением структуры складских запасов ходовыми позициями) – с одной стороны, и соблюдение ценовой конкурентоспособности компании с соблюдением плановой прибыльности продаж – с другой стороны, являются безусловными факторами оздоровления компании в быстро меняющихся условиях рынка. Это формула не только выживания компаний компании, но и успешного ее развития.
Наши материалы сайта помогут вашему развитию!