Результат контроля поставок: пример внедрения

titulka5.1_mini1Перед Вами статья – одна из глав книги «Закупки от Европы до Азии: контроль поставок»

Данная книга будет полезна всем специалистам, которые имеют отношение к логистике закупок в торговых компаниях, импортирующих продукцию.

В книге отображены принципы управления цепями поставок в дистрибьюторских компаниях, которые импортируют продукцию из-за границы.

СКАЧАТЬ КНИГУ


Давайте посмотрим, что происходит, если менеджер по закупкам берет под контроль все этапы поставки продукции от момента размещения заказа и до момента оприходования товара на склад.

В этой главе предлагаю просто посмотреть на результаты внедрения инструмента «Движение заказов» по контролю этапов поставки продукции в одной из компаний. Специфика компании – импорт продукции из Китая; этапы доставки продукции: отгрузка (отправка заказа поставщику, подтверждение заказа поставщиком, отгрузка заказа), транзитный срок (доставка товара морем на корабле, подача в таможню, выход с таможни, постановка на ЖД, путь по ЖД, снятие с ЖД), выгрузка и оприходование на склад компании.

динамика этапов поставки продукции

На графике «Динамика основных этапов поставки за 4 квартала» мы видим следующую картину.

Во втором квартале не было контроля этапов поставок. Каждая поставка, как мяч, пасовалась по цепи поставки, и никто не контролировал полный цикл поставки продукции. Как результат, мы видим, что происходили существенные отклонения от плановых показателей (линии) по этапам «отгрузка» и «транзитный срок». Так, на этапе «отгрузка» среднее отклонение от планового показателя (14 дней) составило почти 4 дня и суммарно этап выполнялся около 18 дней. В свою очередь на этапе «транзитный срок» отклонение от нормы (34 дня) составило около 10 дней, что суммарно привело к среднему выполнению этапа «транзитный срок» почти до 44 дней.

В третьем квартале уже виден результат внедрения инструмента по контролю поставок в конце второго квартала. Отклонения по трем этапам практически приблизились к нормативным показателям. Спросите, что к этому привело? Абсолютно точно скажу вам – мы начали контролировать каждый подэтап (в «транзитном сроке», например, есть еще ряд подэтапов). И за 1 день до завершения отдельного этапа менеджер по закупкам, ответственный за всю цепь поставок, уточнял у ответственного лица за выполнение определенного этапа, всё ли в плане или нет отклонений и задержек. Чего мы таким образом добились? Мы начали «в тонусе» держать всю систему. Менеджер по логистике точно знал, что завтра к нему позвонит менеджер по закупкам и точно спросит или все в норме на определенном этапе конкретной поставки. Мало того, менеджер по логистике, также использовал в своей работе инструмент по контролю поставок. Инструмент был общий, но с ограничением на его корректировку в тех местах, за которые отвечает определенный менеджер. В общем, теперь не было хаотичной «перепасовки мяча» друг другу. Теперь команда работала более слажено. И менеджер по закупкам выполнял уже здесь роль капитана команды, который в случае необходимости мог помочь в какой-то проблеме другим лицам. А в случае, когда ситуация была совсем ему «не по зубам», то менеджер по закупкам уже мог обратиться за помощью к своему руководителю для решения проблемы.

Таких же успешных результатов мы добились и в 4 квартале, получив минимальные отклонения от плановых периодов поставки. Важен ли вообще этот контроль? Посудите сами. Плановый полный период поставки составлял 51 день. Во втором квартале фактический средний показатель составил 64,4 дня, что на 26,3% больше нормы. В третьем и четвертом квартале отклонение уже было на уровне 6% и 2% соответственно. Что происходило по факту во втором квартале? Компания везла товар, рассчитывая получить его на 2 недели раньше (64,4 дня – 51 день). Из этих соображений она строила свой уровень запасов. Да, в уровень страхового запаса она включала возможные сбои в поставках на 1 неделю, но реально сбои были на 2 недели. И зачастую весь страховой запас попросту сжигался, и компания теряла продажи. Многие руководители компаний находят решение из данной ситуации, говоря, что нужно попросту фиксировать реальный срок поставки продукции и корректировать свой страховой запас в зависимости от сроков поставки. Но если так поступать, то есть шанс попросту раздуть запасы. Очевидным и более дешевым и разумным вариантом здесь есть контроль поставок на всём пути от заказа до оприходования. И своевременное реагирование на проблемы еще на этапе их возникновения, а не по факту, когда уже поздно.

Первый квартал нового года принес нам неожиданные изменения, которые опять привели к отклонению этапа «транзитный срок» от нормы. Но чтоб более детально разобраться, что произошло, нужно взглянуть на следующий график, который показывает отклонение по этапу «транзитный срок» более детально, так как он разбит на подэтапы: «море (в пути)», «подача и выход с таможни» и «ЖД (постановка, путь, снятие)».

отклонение в цепи поставки продукции

Произошли длительные сбои в поставках из-за падения рынка перевозок. Теперь корабли на этапе «море (в пути)» доставляли наши контейнеры не за 7 дней, как раньше, а часто за 14 дней, так как не хотели идти полупустыми. Это привело к отклонению фактического среднего показателя по этапу «море (в пути)» на 4,3 дня от нормы, что увеличило общий период данного этапа до 11,3 дней. Также на этапе «подача и выход с таможни» произошло увеличение отклонения от нормы на 2 дня, что вместе с отклонением в 4,3 дня по предыдущему этапу даёт уже суммарное отклонение почти на 7 дней или на 1 неделю. Какие решения можно в данной ситуации предпринять? Да, не сразу становиться понятно, что данный сбой по морю носит регулярный характер, что дает нам определенное запоздание в реакции. И не в силах менеджера по логистики повлиять на конкретного перевозчика. В данном случае становится очевидным расширение списка перевозчиков, что должно снизить период доставки контейнеров морем до нормативных показателей.

P.S. Вы прочитали отрывок из книги  «Закупки от Европы до Азии».

Хотите быть в курсе выхода наших материалов, подпишитесь на рассылку с помощью формы ниже.

Успехов в развитии!


Наши материалы сайта помогут вашему развитию!

Ваш e-mail:


Добавить комментарий