Анализ закупочных цен потенциального поставщика

fail

Одной из постоянных задач менеджера по закупкам является проведение регулярного анализа закупочных цен потенциального поставщика. Часто данного рода анализ нужно уметь проводить довольно быстро, чтоб решить: есть смысл проводить дальнейшие мероприятия по анализу условий сотрудничества с поставщиком или нет.

Логика проста — базовое условие, которое пропускает поставщика к дальнейшей проработке — это наличие конкурентных цен по сравнению с другими поставщиками. Думаю, вы согласитесь, что предварительная работа по сбору условий сотрудничества (оплаты, отгрузки, доставки, выполнения заказов, маркетинговой поддержки, сертификации…) может оказаться не нужной, когда выясниться, что закупочные цены нового поставщика являются не конкурентными. Поэтому анализ закупочных цен я предлагаю ставить на самое первое место в алгоритме анализа нового поставщика. Это своего рода светофор для менеджера по закупкам, который говорит, можно ли дальше разрабатывать потенциального поставщика или стоит сразу остановится.

Итак, как же провести анализ закупочных цен быстро и наглядно отобразить результаты анализа?

Сейчас часто встречаюсь с ситуацией, когда менеджеры по закупкам не могут провести элементарный анализ закупочных цен. Как такой анализ делаю я, вам интересно?

Начнём с принципов проведения анализа.

Принцип 1. Анализ закупочных цен нового поставщика проводим по аналогичному ассортименту других уже действующих поставщиков, определяя минимальную закупочную цену среди них.

Принцип 2. Выводим процент разницы для каждой позиции потенциального нового поставщика от минимальной цены действующих поставщиков.

Принцип 3. Присваиваем каждой позиции статусы: «Выигрыш больше 20%», «Выигрыш от 10% до 20%», «Выигрыш от 5% до 10%»……. «Проигрыш больше 20%».

Принцип 4. Рассчитываем для каждой позиции анализа сумму выигрыша в закупке для нового поставщика, если мы ему будем размещать заказ. Например, минимальная закупочная цена действующих поставщиков — 10 у.е., а закупочная цена потенциального поставщика — 9 у.е. Выгода работы с новым поставщиком по новой закупочной цене равна 1 у.е. (10 у.е. — 9 у.е.). Если вы подбросите количество следующего заказа к каждой позиции и умножите его на разницу выгоды закупочной цены, то получите суммарную выгоду для нового заказа.

Принцип 5. После расчётов процента разницы закупочных цен, присваивания статусов для каждой позиции и определения суммы выигрыша в закупках у вас имеется возможность сформировать сводный анализ данных закупочных цен. Для чего? Во-первых, если вы анализируете прайс листы с сотнями и тысячами позиции, это вам поможет понять общую ситуацию по анализируемому ассортименту. Часто, анализируя прайс из тысяч позиций, менеджеры по закупкам и их руководители пытаются сделать выводы о привлекательности цен нового поставщика по 10 выборочным позициям. Как вы понимаете, этот метод очень ошибочен и попросту не может быть использован при анализе тысячных ассортиментов. Во-вторых, обычно принятие решения о привлекательности закупочных цен поставщика согласовывается с руководителем подразделения. Наиболее эффективным способом отображения общей ситуации по анализируемому прайс листу есть сводный анализ данных закупочных цен.

Итак, теперь давайте посмотрим на пример, как выглядит таблица со сводным анализом данных закупочных цен (таблица 1).

анализ закупочных цен сводный анализ

Как видно по данным таблицы 1, используя сводную таблицу в MS Excel, мы сгруппировали результаты анализа по статусу каждой позиции, который показывает к какому диапазону цен она относится («выиг.больше 20%», «выиг.от 10% до 20%» и т.д.). Затем в столбиках отобразили количество позиции, сумму заказа, сумму выигрыша. А в последних двух столбиках провели структурный анализ для позиций и суммы закупок. Таким образом, внизу под таблицей мы сможем вывести окончательно интересующую нас информацию. В строчке «Выигрышные позиции» отображены суммарные результаты по всем выигрышным позициям анализируемого прайс-листа. Как вы видите, 230 позиций из 292 анализируемых (или 78,8%) имеют лучше закупочные цены, чем минимальная цена среди действующих поставщиков. Если по этим позициям разместить следующий заказ, то доля заказа, которая будет размещена — это 80,1%. Как вы понимаете, это довольно привлекательный результат, так как преимущественная доля ассортимента конкурентна. Единственный и окончательный вопрос: «А какая выгода при размещении заказ новому поставщику?» Например, 78,8% позиций могут иметь лучше закупочную цену, но цена может отличатся всего на 1% от других действующих поставщиков. И для вас это может быть минимальной разницей, которая не представляет интереса для компании начинать работу с поставщиком при таком минимальном преимуществе. Поэтому в самом низу таблицы 1 я вывел «% экономии в закупках по новым ценам». Данный показатель подсказывает, на сколько процентов сумма закупок по новому поставщику (по выигрышным позициям) ниже суммы закупок по минимальной цене действующих поставщиков. В нашем случае, % экономии составляет 7,00% (18 172,8 у.е. / (18 172,8 у.е. + 1 372 у.е.)). Это существенное преимущество.

В конечном итоге, вы можете смело заходить к своему руководителю и говорить: «Я проанализировал закупочные цены от нового поставщика. 78,8% анализируемого ассортимента имеют более низкие закупочные цены, чем цены действующих наших поставщиков. Если мы решим размещать заказы новому поставщику, то компания сэкономит 7% от суммы закупок. Это обусловлено большой долей позиций (34,6%), которые выигрывают в диапазоне от 10% до 20%…».

Как вы видите, сводный анализ закупочных цен позволяет более детально и полно отобразить ситуацию. Используя данный анализ, вы обоснованно принимаете решение о начале работы с новым поставщиком.

 

Добавить комментарий