Вам есть куда расти! Анализ потенциала продаж компании
Рано или поздно все компании сталкиваются с необходимостью проведения анализа потенциала продаж. Особенно актуально это сегодня. Если раньше можно было работать, особо не углубляясь в анализ, то в сегодняшних условиях для того, чтобы «удержаться на плаву», компаниям приходится искать не только способы снижения затрат, но и пути повышения доходов. И здесь без анализа потенциала продаж не обойтись.
Например, компания наблюдает снижение торгового оборота. Анализ потенциала продаж позволит выявить регионы и клиентов, потенциал продаж которых реализован недостаточно. Иными словами, такой анализ дает возможность увидеть направления, по которым компания недоработала, где необходимо принимать меры по увеличению продаж.
Другой пример – мы собираемся расширить свой бизнес, открывать представительства в регионах. В каких регионах открывать филиалы, куда планировать командировки? Анализ потенциала продаж позволит определить регионы с наибольшими возможностями для роста – эти регионы надо развивать в первую очередь.
В этой статье мы рассмотрим основные положения анализа потенциала продаж компании.
Во-первых, основная цель анализа потенциала продаж – выявить «проблемные» участки, по которым компания недоработала, и где есть еще возможности для роста. Исходя из этого положения строится вся логика анализа.
Во-вторых, анализ потенциала продаж многоуровневый. Выделяем следующие уровни анализа:
● уровень страны – на этом уровне определяется структура продаж по регионам, брендам, направлениям. Предварительно определяются самые «слабые» регионы;
● региональный уровень – здесь проводится более глубокий анализ продаж регионов. Анализируем структуру продаж регионов в разрезе брендов, направлений, каналов сбыта;
● уровень города – определив наименее развитые регионы, рассчитываем для них потенциал продаж в разрезе городов, направлений, каналов сбыта. Сравниваем потенциал с фактическими продажами. Также на этом уровне выбираем города для дальнейшей работы по развитию продаж;
● уровень клиента – индивидуально оцениваем возможности роста отдельных клиентов. Оценка проводится, как правило, экспертным методом.
Таким образом, в ходе анализа потенциала продаж мы проходим поочередно четыре уровня, и на каждом следующем уровне проводится более глубокий, детализированный анализ.
В-третьих, для анализа потенциала продаж компании используется коэффициент продаж. Общая формула коэффициента продаж виглядит так:
Здесь:
K – коэффициент продаж;
P – продажи в анализируемом периоде (по стране в целом, по регионам, брендам, направлениям – в зависимости от уровня анализа);
B – база для сравнения.
База – это «общий знаменатель». Нужна она для того, чтобы сравнить между собой регионы, города, направления, каналы сбыта. В качестве базы могут выступать различные показатели, в зависимости от специфики Вашего бизнеса. Например, для рынка ветеринарных препаратов это может быть поголовье животных, для мебели – количество квартир, для рынка автомобильных запчастей – автопарк.
Рассчитав такой коэффициент для регионов/городов/направлений и структурных подразделений компании, мы получим возможность сравнить и оценить их уровень развития.
Коэффициент продаж используется не только при анализе структуры продаж. Он используется так же для расчета потенциала продаж. Если известно значение базы для региона (города) и среднее значение коэффициента продаж по стране, то формула потенциала продаж выглядит так:
Здесь:
Pпт – потенциал продаж региона (города);
Кср – среднее значение коеффициента продаж по стране;
B – значение базы для сравнения по регионам (городам).
Итак, коеффициент продаж используется на всех уровнях анализа потенциала продаж:
- на первом и втором уровнях – при анализе структуры продаж;
- на третьем уровне – для расчета потенциала продаж региона/города;
- на четвертом уровне – может применяться при оценке потенциала продаж клиента
Такие принципы анализа позволяют оценить потенциал продаж компании, выявить недоработки и возможности развития бизнеса.
Методике анализа потенциала продаж посвящен авторский курс «Анализ потенциала продаж компании» на портале in-course.com. Помимо теории, в данном курсе Вы найдете примеры практических расчетов, а также консультации и поддержку автора, Вознюка Александра, при анализе потенциала продаж Вашей компании.