Бюджет продаж и закупок: анализ, планирование и контроль — зона ответственности менеджера по закупкам
Читайте детальней о зонах ответственности менеджеров по закупкам, выбрав необходимый раздел:
1. Управление запасами
2. Закупки (ожидайте публикацию)
3. Ценообразование
4. Планирование продаж и закупок
5. Продвижение брендов (ожидайте публикацию)
6. Запуск новых продуктов (ожидайте публикацию)
Чтобы эффективно управлять товарной группой, брендом продукт-менеджеру (менеджеру по закупкам) не достаточно выполнять обязанности по составлению заказов и их отслеживанию до момента поступления товара на склад компании, по анализу цен с конкурентами и корректировке цен после оприходования товара, по анализу складских запасов и поиска путей их оптимизации…
Все перечисленные процедуры бессмысленны без планирования результатов деятельности по вверенным товарным группам. Обычно именно сформированные плановые показатели (продажи, закупки, оборачиваемость запасов, рентабельность продаж и т.д.) позволяют сформировать ряд плановых мероприятий в течении месяца либо своевременно отреагировать на отклонение от плановых показателей, проведя внеплановые мероприятия по поддержанию определенного бренда, группы товаров (например, если в середине месяца фактические продажи начали отклоняться от планового уровня, необходимо оперативно разобраться в причинах падения продаж: отсутствие ходового товара на складе, проведение акций или понижение продажных цен нашими конкурентами и так далее).
Можно перечислить такие этапы работы менеджера по закупкам в вопросе по составлению планов продаж и закупок, анализу их выполнения:
1. разработка бюджета продаж и закупок на новый финансовый год компании в последнем квартале текущего года;
2. ежемесячный и оперативный анализ выполнения плановых показателей:
2.1 ежемесячный анализ проводится по истечении месяца (определяются факторы, повлиявшие на невыполнение или перевыполнение планов, составляется график мероприятий по решению возникших проблем в прошлом месяце);
2.2 оперативный анализ проводится в течении текущего месяца; цель данного анализа – отреагировать на имеющиеся отклонения не в конце месяца, когда уже будет поздно решать возникшие проблемы, а оперативно решать проблемы уже сейчас, чтоб к концу месяца выполнить плановые показатели.
3. Корректировка плановых показателей обычно проводится на ежемесячных подведениях итогов, после анализа сложившейся ситуации.
Таким образом, составление планов продаж и закупок, плановых показателей эффективности управления товарной категорией (оборачиваемость запасов, прибыльность запасов, уровень наличия ходовых позиции, рентабельность продаж и т. д.) и их дальнейший анализ – это фундамент успешной работы продукт-менеджера (менеджера по закупкам). Планирование и анализ данных показателей позволяют контролировать развитие товарных групп, более глубоко понимать нюансы их поведения.