Сегментация рынка по качеству продукции
В данной статье изложены материалы главы «Окончательные выводы по привлекательности нового направления», которая опубликована в книге Андрея Стыгаря «Разработка и запуск новых направлений и брендов торговых компаний».
Книга посвящена принципам и примерам разработки и ввода новых торговых марок в ассортимент компании.
Предыдущая статья по теме: Насыщенность рынка: ТМ и дистрибьюторы
После расчёта насыщенности рынка продукцией отдельных торговых марок и поставщиков возникает необходимость провести сегментацию рынка по качеству продукции. Это позволит нам в дальнейшем при изучении объёма рынка и определении его долей, увидеть, каково распределение торговых марок на рынке в разрезе качества их продукции.
Чтобы грамотно провести сегментацию рынка по качеству продукции, нужно понимать, к какому уровню качества относится тот или иной бренд клиентами компании. Конечно же, мы можем и в официальных источниках постараться выяснить, как производители позиционируют свои бренды, к какому уровню качества их относят. Однако не стоит полагаться на их заявления, так как это может быть уловка по «затуманиванию» реального положения дел. Качество продукции может быть откровенно низкое, а поставщик может стараться позиционировать её, как товары среднего качества… Так что в любом случае стоит обратить своё внимание в большей степени на мнение ваших клиентов. Как мы уже писали ранее, мы провели анкетирование клиентов, которые заполнили отчёт, представленный в таблице 1 в предыдущих главах. Последний столбик отчёта называется «К какому сегменту качества вы относите перечисленные бренды? (укажите: высокое, среднее или низкое качество)». Таким образом, каждый клиент высказал своё мнение, что покупаемые им бренды имеют определённый уровень качества. Почему так важно верить своим клиентам? Потому что они продают закупаемую продукцию своим конечным потребителям и постоянно имеют дело с возникающими проблемами, которые характеризуют качественность проданного товара (поломки, браки, нефункциональность…). За определённый промежуток времени при продаже продукции определённой торговой марки у вашего клиента появляется экспертное мнение относительно качества данной продукции.
Итак, после обобщения результатов анкет и проведения анализа данных, мы получаем такого рода таблицу (таблица 4), в которой отображено мнение всех клиентов относительно качества того или иного бренда.
Таблица 4.
Качество продукции – мнение участников опроса
Как видно по результатам таблицы 4, к брендам премиум-класса были отнесены «Бренд 5» (100% голосов участников опроса), «Бренд 9» (95,7% голосов участников опроса) и «Бренд 12» (88,9% голосов участников опроса). Что касается «Бренда 8», который позиционирует себя, как бренд премиум-качества, то экспертные мнения разделились так: 56,5% опрошенных считают, что «Бренд 8» имеет высокое качество продукции, и другие 43,5% опрошенных считают, что «Бренд 8» имеет среднее качество продукции.
К брендам среднего качества участники рынка отнесли бренды: «Бренд 11» (85,0% голосов), «Бренд 1» (81,3% голосов) и «Бренд 13» (65,2% голосов).
Остальные бренды были отмечены, как бренды с низким качеством продукции:
- «Бренд 2» (61,1% голосов)
- «Бренд 3» (60,0% голосов)
- «Бренд 4» (52,9% голосов)
- «Бренд 6» (75,0% голосов)
- «Бренд 7» (66,7% голосов)
- «Бренд 10» (53,8% голосов)
Теперь мы довольно просто сможем сгруппировать торговые марки по их сегментам качества, когда будем проводить расчёт доли рынка каждого бренда. Но об этом уже в следующей главе.