Какую выбрать стратегию в плане «учеба-работа»?
Студентам на заметку.
Большинство молодых людей, когда поступают в ВУЗ, не знают, что их интересует в профессиональном плане. Всем известно, что многие абитуриенты «выбирают» свою будущую профессию либо по советам и желаниям родителей, либо по популярности профессии в кругах сверстников.
А вот на вопрос, кем абитуриент себя видит в будущем, практически большинство не знает ответа.
Так или иначе, молодые люди вступают в ВУЗы и становятся студентами. На самом деле, трудно себе представить свою профессиональную карьеру, никогда не работав, и не пробуя себя в той или иной отрасли.
В этом плане мне повезло, так как на момент поступления в университет, я уже работал практически два года и сформировал свое мнение, нравится мне отрасль, в которой я работаю, или нет. И на вопрос, кем я себя вижу в будущем, я уже мог сделать кое-какие наброски, которые были фундаментом в моем видении профессионального роста.
Итак, после поступления в ВУЗ студент должен выбрать себе стратегию по направлению «учеба-работа».
Я вижу три стратегии:
- пять лет отдать учебе и потом устраиваться на работу;
- поступать сразу на заочное отделение и начинать свою профессиональную карьеру;
- первые курсы студент посвящает себя стационарной учебе, а затем переводится на заочное отделение и начинает свою трудовую деятельность.
Рассмотрим преимущества и недостатки всех трех стратегий.
1. Пять лет отдать учебе, а потом устраиваться на работу.
Большинство студентов выбирают именно такую стратегию. Она на 100% необходима именно в тех профессиях, специалисты которых не имеют права на ошибки в ходе получения опыта на месте работы. Это, например, медики.
Плюс данной стратегии – это возможность пожить себе в удовольствие студенческой жизнью и без всяких трудовых серых будней.
Минус – потеря драгоценного времени. Так или иначе, предмет познается и осознается через получения опыта. Поэтому, после окончания ВУЗа полученные теоретические знания вам предложат «забыть» на вашем первом месте работы. Так обычно и говорят: «Забудь все, чему тебя учили в институте!»
2. Поступать сразу на заочное отделение и начинать свою профессиональную карьеру.
На мой взгляд, это не лучшая стратегия. Почему? Вся проблема в неорганизованности после школы. Молодые люди, не познавшие студенческой жизни, хотя бы первых пару курсов, не готовы сразу преступить к рабочей жизни. Студенчество — это период перехода от детской жизни, когда ребенок на попечении родителей, ко взрослой жизни, когда человек становится самостоятельным и независимым.
И если сразу после школы начать работать, то из этого может ничего не получится. Во-первых, это потому, что будут отсутствовать элементарные азы дисциплины, которые как воздух необходимы в начале трудовой деятельности и которые хоть немного закладываются на первых курсах учебы в институте. Во-вторых, не имея в своем резюме хотя бы начальных курсов института, вам будет трудно попасть на работу, относящуюся к вашей будущей профессии в дипломе. В-третьих, многие студенты после первых курсов института осознают, что идут не по правильному пути и переводятся, если это возможно, на другие специальности. А при данной стратегии будет трудно оперативно переориентироваться.
3. Первые курсы студент посвящает себя стационарной учебе, а затем переводится на заочное отделение и начинает свою трудовую деятельность.
Это самая эффективная стратегия, на мой взгляд, так как полученных теоретических знаний за первых пару курсов учебы уже достаточно для поверхностного понимания сферы вашей будущей деятельности.
Плюсы. Самый главный плюс – это возможность углубленного изучения предметов выбранной профессии в ВУЗе. Что я имею в виду? Как только вы начнете работать, вам необходимо определить ряд основополагающих вопросов, которые вам необходимо углубленно штудировать на сессиях и вне их. Допустим, вы учитесь на стационаре, на экономическом факультете и после второго курса переходите на заочную форму обучения, так как получили работу помощника бухгалтера. Сразу же понятно, что ближайшие пол года вам придется выполнять функцию «подай то, сделай это, перебери бумаги» и т.п. Но это и есть ваш шанс глубоко познать предмет, так как постепенно вы сможете ощутить под ногами зыбкую почву бухгалтерского учета. И в ходе работы вы будете сами себе ставить вопросы, на которые необходимы глубокие ответы. Такие вопросы и есть вашей дальнейшей целью в обучении в институте. После очередной сессии вы найдете ряд предметов, которые реально необходимы на практике в работе. Если вы не успели (а на заочной форме это обычно так и есть) изучить предмет на сессии, тогда вам предстоит заняться самообучением по полученным учебникам и методичкам. Хочу заметить, что именно самообучение должно стать вашим жизненным принципом. Почему? Не забывайте, что человек достигает все новых и новых высот, лишь постоянно обучаясь. А так как высоты необходимо покорять на протяжении всей жизни, то и учится придется всю жизнь, углубляя свои знания в той или иной сфере.
Однако есть одно очень важное правило в самообучении, без которого не будет никакого результата в реальной работе.
Самообучение приносит познание предмета только в сочетании с практикой!
Не бойтесь пробовать применять на практике изученные теоретические знания. И не страшно, если что-то не «приживется» на практике. Знайте, что больше половины практических экспериментов могут и нее прижиться. Но пробуя, у вас есть шанс познать неизведанное.
Обязательно пробуйте, пробуйте и еще раз пробуйте!
Р.S. Хочешь найти достойную работу?